23:47 

Север: Бэй-Ю

Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа

Если Ци-Кэдон самое сильное и самое старое государство, то Бэй-Ю - самое памятливое и самое уважаемое. Вот уже несколько тысяч лет степняки почти ни с кем не воюют; им хватает своих степей и своей свободы. Они помнят времена самых первых людей, и у костров рассказывают о легендарных мадзинах как о старых друзьях. Здесь во Мшистом лесу живут пастыри деревьев, среди трав прячутся духи полей, спят в курганах мадзины, ставшие чудовищами-ёма. Дети играют в развалинах древних крепостей времен Хэлль-ди и Тэй Арье, и надевают венки из луговых цветов на головы древним статуям забытых героев с печальными лицами. А со скал щерятся причудливые химеры и улыбаются добродушные львы и тигры.
Бэй-Ю - память Хэни.

Начало бэйскому государству положил легендарный отрок Ёр Юный, прилетевший с гор Мин-до-Луинь на крылатом коне. Он женился на Деве-Луне и с ее помощью основал государство, дал ему законы и правила. Двенадцать детей Ёра и Луны стали основателями двенадцати бэйских кланов и передали им двенадцать драгоценных даров, волшебных способностей, унаследованных от матери-богини. Династии потомков Луны должны были сменяться раз в сто лет; дважды нарушался древний порядок, и дважды это приводило к катастрофе.

Первым нарушителем был Чен Хэлль-ди. Он женил своего сына на наследнице Тай и запер ее в высокой башне, а каганом назвал своего сына. В тот год весна не наступила, и Чернобог пробудился и разбил свои цепи, и почти захватил Хэнь. Только когда умерли и Хэлль-ди, и его сын, пришла наконец весна, но было уже поздно. Мир изменился, и больше ни Лики, ни боги, ни мадзины не могли в нем жить.
Вторым закон нарушил Ро Юннань, известный как Ро Чжинли-ди. Он поступил так же, как Хэлль, но кара наступила лишь через сотню лет после его смерти: снова не пришла весна.
И снова Ин-ди сошел с небес, вмешавшись в ход истории, и каган Тьенлун победил Чернобога и прогнал зиму. Но после смерти Тьенлуна Бэй-Ю опустынел и лишь разбойники и чернобожцы слонялись по его степям.

Живут степняки кланами, кочуя по установленным тысячелетия назад маршрутам. Изгои и иностранцы составляют население немногочисленных городов, служащих центрами меновой торговли. Правитель государства - каган или каганет - обитает в Столице, единственном правильном городе, чьи жители не поражаются в правах, а напротив, составляют охрану правителя и его помощников в управлении государством.

Государственное устройство Бэй-Ю - абсолютная монархия. Формально.
Фактически император правит немногими существующими в Бэй-Ю городами и собственным кланом, а все остальные слушаются его только постольку-поскольку. Единственное абсолютное право императора - казнить любого степняка не царского рода без суда и следствия и лично. Своим мечом.
Живет император или в ставке, в крытой красным войлоком юрте (до VII Ро), или (после VII Ро) - в столичном городе, во дворце.
Император может, известив Совет Кланов, принимать новые законы, но отменять старых не может никто - ни он, ни совет кланов. Каждую сотню лет правящий император обязан сложить власть, даже если получил ее всего пару лет назад, и передать ее наследнику из следующей череды.

Свод правил, по которым живет Бэй-Ю, называется Закон, и его нарушителей карает лично Чернобог. Его основные положения таковы: священное право на коня (отнять лошадь и вооружение у степняка нельзя, даже у приговоренного к смерти: он и на эшафот едет именно поэтому верхом и с мечом. Правда, тот к ножнам примотан), правило единства (одна страна, один клан, одна жена, один наследник - т.е. запрет дробить землю или имущество, повторно жениться или переходить из клана в клан), городское правило (изгнанный из клана по той или иной причине не имеет права жить в степи), военное правило (уметь сражаться должен любой степняк любого пола), закон о ремесле (перелагает ремесленный труд на плечи жителей городов - граждан низшего сорта в сравнении со степняками), денежное правило (устанавливает в виде валюты серебряную монету), закон о престолонаследии (предписывает смену династии раз в сто лет).

В чистом виде система управления выглядит так: император сообщает волю Совету Кланов (одиннадцать глав кланов на тот момент) - те сообщают своему клану - клан выполняет. С появлением городов в Совет Кланов без права голоса вводятся делегаты - по одному от города.
В клане высшая власть представлена Наследником (или Наследницей) - главой клана, кровью Ёра. Именование "Наследник" происходит от обычая передачи трона раз в сто лет, и может быть переведено как "принц(есса)" при желании. Наследник созывает народные собрания, чинит суд и расправу, следит за сбором и уплатой налога, воспитанием детей, выбирает маршрут летнего кочевья и место для зимней стоянки. Он же транслирует клану волю Императора.

Города изначально населялись людьми, по той или иной причине изгнанными из кланов - мелкими преступниками, физически слабыми людьми, чернобожниками или просто повздорившими со своим Наследником. "Закон о городах" запретил им владеть скотом и селиться в степи, а "Статут о ремеслах" обязал заниматься ремеслами и позволил торговать и давать деньги в рост степнякам. Для горожан не существует ни одного священного права степняков - ни права на коня, ни права на суд императора, ни права на поединок. Более того: если свободный степняк сочтет себя обиженным, он может убить горожанина. Единственное - он должен затем привести не менее двух (степных) или четырех (городских) свидетелей, которые подтвердят факт обиды.

Значительное влияние имеют шаманы и шаманки - они же жрецы и жрицы Луны, предсказатели, чародеи и духовные вожди своих кланов. Они советники Наследников, и часто сами являются наследниками. Они нарекают имена детям, скрепляют браки, разбирают споры, касающеся каких-то священных правил, гадают, приносят жертвы Луне.

С захватом власти VII Ро в Бэй-Ю вводится бюрократическая система управления, частично скопированная с нанской, Наследники поступают в подчинение чиновникам, нивелируется различие между Степью и Городом, вводится дозволение на межклановые войны. Однако формально Старый Закон остается в силе, что и приводит в итоге к гражданской войне.

Двенадцать кланов обладают каждый своим особым Лунным Даром.
У Наследника он выражен во всей полноте, у остальных - только каким-то одним аспектом.
Дары это такие:
Ро - способность управлять ветром
Тан - способность управлять холодом
Чен - способность истинного зрения
Тай - способность находить любую потерю
Рай - способность говорить со зверями, птицами и кем угодно
Вэй - способность копировать любой сверхъестественный дар через прикосновение
Суй - способность управлять водой
Хьен - способность управлять жаром
Тэй - способность быть прекрасным во всём
Кай - способность видеть смерть всего сущего и ее причинить
Сэй - способность оборачиваться зверем или птицей
Сай - способность воплощать слова в предметы.
Передаются они строго по крови, причем - по материнской линии. Нельзя украсть чужой лунный дар. Обращаться с ними учат с детства; часто приходится соблюдать какие-то особые условия или табу (например, Чены переодеваются в одежду противоположного пола, детей клана Тай оставляют одних в степи, чтобы те находили дорогу домой, а Таны и Ро учатся особым танцам).

В Степи почитают Творца, его Ликов, души Предков и Деву-Луну с ее супругом. Чужеземных богов здесь не жалуют, хотя культисты-чернобожники и остаются неизменным злом на политической арене, периодически соблазняя даже каганов или каганет.
Обряды местных религий просты и бескровны:жертву просто отпускают в степь. В былые времена целые табуны посвященных Луне зверей паслись в степях, никем не тронутые.

Культура Бэй-Ю - во многом, культура текстов. Основным из них являются Горести Мадзинов, "Беседа мадзина Шэн-ди и Сианмин-нюй о жизни, смерти и надежде", а также "Повести закатного времени" и "Божественные родословные".
Все эти вещи объединяет отнесение сюжета в "незапамятные времена, когда люди и мадзины жили вместе", наличие в равной мере приключенческого и дидактического компонента и некоторые герои, как то: ряд божеств во главе с Великими Братьями (Иврэ и Ярэн) и женой первого из них Эррь Милосердной; мадзинские герои - Эйю Шэн-ди, мадзин Фэйно, мадзин Майе, мадзин Файе, мадзин Элье, колдунья Танье, царь мадзинов Хойдопан и его внук, моряк Умиё, мадзинские мелкие лорды Королек( или Царек, букв. "сяоцзин") Ан Ду со своим вечным врагом лесным Хитрецом (букв. "цзяо") по имени Кун Нин. Также объединяет эти вещи единая география: события происходят в некоем пространстве, условно именуемым Бэй-Ю, где, однако, есть Волшебный лес (там живет вредный царь мадзинов и мелкие лорды), города людей и мадзинов, а также - за "горами Бэйшань", северными горами, - вражеские территории. За пределами "Бэй-Ю", помимо земель враждебных, находится и некая священная земля - Иль-ма-Инь с горой Высочайшей, до которой можно легко добраться по льдам, что начинаются у северного побережья Бэй-Ю. В земле Иль-ма-Инь обитают божества.
Общим врагом как богов, так и героев во всех данных повестях выступает еще не абстрактный Чернобог, а фигура более мелкая и конкретная, выписанная достаточно сатирически - некий Моль Порчельник, отец всех ёкаев.
Моль Порчельник живет в здоровенном замке за горами Бэйшань и оттуда творит гадости всей "Степи", причем как правило - или достаточно мелкие, или достаточно странные. Например, один из рассказов "Горестей мадзинов" рассказывает о том, как Моль Порчельник приклеивал драконам крылья.
Тем не менее, периодически этот комический персонаж совершает чудовищные деяния - как правило, уничтожая города или отдельных героев, а порой - и целые народы.

"Горести" - сборник сказочных рассказов о событиях "незапамятных времен, когда над Хэнь царил государь наш Иврэ и вел войну с Молем Порчельником". Как правило, рассказы строятся по схеме "все было хорошо-Моль позавидовал-стало плохо", хотя есть ряд редких исключений, и повествуют о пакостях, которые Моль творил мадзинам, пока совсем не выжил их с Хэнь. Сюжетно рассказы объединены войной за чудесное ожерелье Наллефрин, которое Порчельник хитростью выманил у его создателя. В итоге Наллефрин превращается в созвездие, а Моля Порчельника Государь Мира, Иврэ, навсегда закидывает на самое верхнее небо, где, прикованный на цепи, тот должен охранять некогда украденное.
"Беседа" - длинный философский диалог, обрамленный историей любви степнячки Сианмин-нюй и мадзина Мэнъянь-вана, которые вынуждены были расстаться, так как Мэнъянь-ван испугался смерти. Эйю Шэн-ди (т.е. Мудрец) пытается утешить брошенную женщину и с другой стороны - понять людей. Ни того, ни другого ему не удается, и он уходит, растерянный. По ходу разговора рассказывается несколько легенд - о рождении Степи, о происхождении людей и иные.
"Повести закатного времени" - истории уже не столько мадзинов, сколько людей. Здесь рассказывается о дальних предках Ёра Вождя, об их взаимоотношениях с мадзинами и войнах между собой. Как и "Горести", "Повести" - это сборник рассказов. Объединяющей темой является история потомков вредного и сварливого царя мадзинов Хойдопана из "Горестей", который неожиданно превращается здесь в сурового, но справедливого владыку. У царя есть дочь, принцесса Соловьиная Луна (букв."Еинъюэ"), которая сбегает из дома со смертным-охотником. Их сын, Умиё, находит морской путь до Иль-ма-Инь и разговаривает там с богами, а потом возвращается домой, где живет до трехсот лет и оставляет множество пророчеств и дочку, которая выходит замуж за мадзина Элье. Пересказывается до-древняя история степного народа.
Наконец, "Божественные родословные" рассказывают о нескольких поколениях богов, сменяющих друг друга: Творец Мира создает свои Лики (первое поколение) и отдает им в управление мир. Но мир приходит в негодность, и тогда Государь Иврэ отрекается от престола в пользу Тянь-ди. Тянь-ди и рад бы править Степью, но ему мешает Чернобог (здесь уже полноценный злодей, почти ровня Молю), поэтому он запертый Чернобогом на горе-над-миром, отрекается от власти над ней, и передает Степь Матери-Луне.
Также "родословные" содержат массу рассказов о жизни богов в Иль-ма-Инь и не только, их обычаях и привычках. Интересная особенность данной мифологии: боги "первого поколения" не скрещиваются с людьми, в отличие от богов второго, которые периодически кого-то зачинают.

Также в Бэй-Ю безмерно развит устный фольклор, деревянное зодчество (немногие дворцы), прикладное искусство, в частности - вышивка.
Известны целые устные эпические циклы, о которых мы уже упоминали.
Цикл о Северной Войне повествует о временах Чена Хелль-ди, когда, якобы, Чернобог сломал печати на замке Моля и в Степь хлынули полчища нечисти, с которой воевали вместе степняки и кэдонцы. Также в цикл входят пророчества, якобы изреченные императором.
Цикл о войне с Чернобогом рассказывает о Тэй Арье, бродячем целителе и охотнике, который на самом деле - законный император Бэй-Ю. Тэй Арье-ди собирает войско против Чернобога, "что живет за горами Дуншань" и собирается подчинить себе Степь и загадочный "народ садов", предположительно - Юн-Хуаянь. В итоге Арье так или иначе отнимает у Чернобога волшебное кольцо и волшебный меч, которые относит в Иль-ма-Инь Царю Ветров, сменившему, видимо (?) на престоле Государя Иврэ. Царь Ветров в благодарность женит Арье на своей дочери Вэн Звездоцвет, и дарит помощникам императора "четыре сокровища", которые должны хранить "их сады вечно цветущими". Позднее по мотивам сложены сказки, упрощающие многие мотивы.
Интересно, что имя "Арье" больше похоже не на традиционные бэйские имена, а на имена мадзинов из "Горестей" или "Повестей".
Цикл о Ёре Вожде рассказывает о злоключениях молодого Вождя, о его чудесной женитьбе на Деве-Луне (явно использованы мотивы "Повестей") и об создании ими государства Бэй-Ю. Многие эпизоды этого эпоса также превратились в сказки.

Степняки двуязычны; их письменная речь - северное наречие, тайный язык, на котором даются тайные имена и на котором написаны древние предания. В обыденной жизни все они говорят на Хэнь-рэйнга.
По фенотипу степняки - европеоиды, как правило, светло- или темно-русые, со светлыми глазами.
Бэй-Ю - лесостепь, более степная на равнине и более лесная у гор, прорезанная множеством мелких речушек.

@темы: матчасть: страны

   

Энциклопедия мира Хэнь

главная