Кин Ри
Единственный среди нас абсолютно трезвый и адекватный, он производил потрясающее впечатление полного психа
Боги в мире Хэнь делятся на две категории: стихийники и дивины.
Стихийники - воплощения стихий, предметов, явлений, рожденные воображением людей или самозародившиеся, как воплощенный эйдос предмета или явления. На Хэнь их мало; в качестве примеров-аналогов приведу римских Цереру, Фортуну, Флору, Конса и т.п.
Дивины - это люди или иные существа, обожествленные или назначенные богами. На Хэнь таких большинство; в качестве примера можно привести Геракла, Ромула или теорию эвгемеризма.
Вне категорий находятся лики Творца (и сам Творец, ясное дело). Лики - это сущности, впитавшие в себя в равной мере мысли своего создателя и особенности некой стихии, причем сущности, бывшие изначально сотворены как боги.

Навскидку - список:
стихийники: Дева-Луна, Гэнбу, Мать-Пустыня, сестрица Травушка, дух полей, Великий Зверь, Нуэ, мелкие духи.
дивины: Бьякко, Сейрю, Судзаку, Лунный Лис (Тэнко), Ёр Отец.
Лики: Ярэн, Суйрэн, Тэки, Эррь, Тянь-ди, Тода.

Великие души: Великие души - это люди, которых боги награждают вечной жизнью и не отпускают в смерть ради того удовольствия, которое эти люди могут им доставить. (сформулировано настоятельницей Ин-эр, душой Луны, в 80 году II(VI) Сай).
Понятие "удовольствия" тут крайне расплывчато и зависит, строго говоря, от бога: например, с Судзаку станется подарить бессмертие какой-нибудь особо ловко ублажившей его девке из веселого дома, а вот Сейрю, скорее всего, предпочтет наблюдать за воином. Главное - что этот человек должен как-то обрадовать своего бога, и, что важно - иметь значимый шанс обрадовать его повторно в будущем. К сожалению, Великие души не привязаны к тому божеству, которому поклоняются, и жрец, например, Бьякко легко может получить бессмертие Сейрю, если обладает нужными качествами. Считается, что Великая душа при посвящении получает долю в бессмертии и один из аспектов силы выбравшего ее бога: например, тот самый жрец Бьякко, Цу О, вместе с бессмертием Дракона получил власть над стихией дерева и искусство оживлять растения.
Точно разработанной терминологии не существует, но обычно называют Великие души по имени того бога, который их выбрал, но несколько сокращая, т.е. вместо [Великая] душа [и избранная/ий] такого-то бога говорят просто - душа Такого-то.

Второе Я: та часть Великого Зверя, которая достается носителю. Выглядит оно как звериная тень, отбрасываемая человеком. Постепенно Второе Я неизбежно прорастает в плоть: у носителя появляются клочья шерсти, чешуя, перья, часть кожи становится корой и т.п. Этот процесс необратим, но остановим, если у человека достаточно высокая сила воли и самосознание; в противном случае он полностью превращается в зверя, птицу, рыбу или растение.
Каждая часть Зверя несет в себе память предыдущих носителей, их опыт и в какой-то мере их взгляды на мир. Новый хозяин должен научиться отделять опыт от шелухи, и не сдаваться прошлой жизни. В противном случае его опять же ждет деградация, а Второе Я очистится от всей накопленной памяти и перейдет к новому носителю чистым.
“Чистое” Второе Я, впрочем, всё равно несет память смерти Зверя, поэтому человеку светят кошмары и жуткие приступы, приходящие в час Ворона.


Особенности судьбы Великих душ: формально каждая Душа - человек, с человеческими сильными и слабыми сторонами. Они влюбляются, они сомневаются, им можно причинить боль, их даже можно убить, хотя и временно, с ними вполне можно общаться, они не отличаются какой-то альтернативной логикой или вроде того. Просто у каждого из них есть путь, определенный тем поступком, который стоил им бессмертия, а еще они (в отличие от остального населения Хэнь) не могут умереть насовсем: даже если убить Душу, она возродится в течение 20-200 лет. Что важно: это будет именно та же самая душа и во многом та же самая личность. Обычно Души возвращают себе память о прошлой жизни, достигнув срока прошлой смерти. Например: душа Тэнко, господин Чин, в возрасте 39 лет вспомнил жизнь Аракунэ Рэя, в которой, собственно, и обрадовал хитрого бога настолько, что тот решил понаблюдать за интересным человеком и дальше.
Но хотя личность Душ не меняется с приобретением бессмертия, сильно меняется их судьба и их цель, поскольку Великие души должны развлекать почтившего их бога вне зависимости от собственного желания. Даже если они были мирными учеными до того, как их выбрал Сейрю, Гэнбу или Тянь-ди, после этого они должны идти путем воина или правителя. И наоборот: если ты был воином, но тебя выбрал Бьякко - ты можешь забыть о битвах.
Именно поэтому многие Души бунтовали против своих создателей или тех, кого своими создателями считали.
Увы - обычно это был тупиковый путь, приводивший лишь к новому рождению. И наверняка своенравный хозяин покарает свою Душу не самой веселой судьбой в новой жизни...

Великая Охота: Великой Охотой называют период во времена II(VI) Суй-Ро, когда одновременно Бэй-Ю, Нан-Юэ, Сай-Дзя, Юн-Хуаянь и Ци-Кэдон объявили вне закона всех бессмертных, кроме Частей Зверя.
Мотивировано такое решение было следующим образом:
1) Бессмертные подданые опасны, поскольку живут слишком долго и могут слишком часто сравнивать прежних и новых правителей. (Весьма самокритичный пункт, я считаю!)
2) Бессмертные подданые опасны, поскольку находятся в прямом вассалитете у богов и подчиняются им в первую очередь, и только во вторую - своим государям.
3) Бессмертные подданые опасны, поскольку контролировать процесс их появления государь не может, и не может в случае преступления отнять у них их бессмертие.
4) Бессмертные подданые опасны, поскольку человек не должен становиться бессмертным, как показано в Легенде об Арье.
5) Бессмертные подданые опасны, поскольку они знают друг друга, а их никто не знает, что создает опасность мятежа.
6) Бессмертные подданые опасны, поскольку они обладают силой, превосходящей пределы сил человека и даже бэйского кланника.
7) Наконец, бессмертные подданые опасны, поскольку они шествуют на крыльях своей судьбы, предвещающей несчастье. Это справедливо, вообще-то, но только для душ Гэнбу, Сейрю или Тянь-ди с Тэнко.
Поэтому бессмертные должны быть уничтожены - не только Великие души, но и ёма, и оставшиеся мадзины.
Ответственность на зачистки легла на специально созданные ведомства или на особые группы лиц - цензорат в Юне, Нан и Сай, ведомство Знающего в Цикэ, на кланы Вэй, Чен и Тан в Бэй-Ю.
Поскольку вычислить Душу весьма нелегко - они не несут на себе какого-то клейма своего бога, как сэйси, или особого кастового знака, как Возвышенные - “под раздачу” попадало множество совершенно невинных людей.
Остановлена охота была в Бэй после ронской узурпации, когда резко стало не до того, в Цикэ - когда на престол сел Император-душа. В остальных странах она формально продолжалась до самого Падения.

Поступок: это то, что заинтересовало божество в конкретном человеке. Это может быть как реально именно поступок (бросился кого-то спасать или, наоборот, прошел мимо, вступил в бой или отказался от него), так и какая-то деятельность, растянутая во времени. Например, Бьякко вполне может даровать бессмертие врачу-бессребренику или трудолюбивому ремесленнику, Гэнбу - особо фанатичному жрецу.

Талант: тот аспект силы, который божество дарит избранному им человеку вместе с частицей бессмертия. Это непременно одна из природных способностей божества; оно не может подарить то, чем не владеет. Талант всегда один, и может не сочетаться ни с каким природным даром (как, например, у Шуна), а может налагаться или сосуществовать с природной магией (как у Чена Анци).

Чутьё: способность опознать другую Душу при встрече или ощутить ее точное местонахождение. Или хотя бы примерное - в рамках "столько-то мер расстояния на север, большой город". Чутьё варьируется в зависимости от бога-дарителя: например, души Сейрю не слишком отличаются зоркостью, зато четко чуют само наличие душ и их к ним тянет, а вот души Тэнко и Гэнбу, напротив, способны достаточно точно назвать количество бессмертных в конкретной стране и указать их местонахождение.
У душ Луны - особая способность. Вместе с силой к ним обычно возвращается некоторая часть памяти.

Повязанные духом: это явление, увы, со второго века Большой Охоты уже неактуальное.
Изначально это клятвенные братства Великих Душ, не желавших служить своим богам. Как правило, они возносили молитвы Ликам или богам Иль-ма-Инь, а также с началом Охоты - разыскивали и вытаскивали (по монастырям Сердца) молодые Души.
Возникли они благодаря тому, что Души могут чуять себе подобных, а также - естественному стремлению не таких, как все к объединению. Потому что быть совсем одному совсем нельзя.
Последними в истории Повязанными духом можно считать государственную верхушку Ци-Кэдона времен Нан-Сайской компании. На их примере легко увидеть и типажи, и обычаи, и особенности.
1) Отход от традиционной религии. В случае Кэдонских Повязанных - в сторону почитания Ликов и внедрения философской системы Мэна. В истории - чаще всего тоже к культу Ликов или одного из них, или одного из богов. Известен курьезный случай почитания мадзина Альфарда.
2) Стремление собрать полную коллекцию Душ и дать каждому дело.
В нашем случае: император - душа Тянь-ди, его первый советник - душа Тэнко. Военачальники - две души Бьякко (редкий случай, но это ж Кэдон, да и сфера деятельности - экономика государства и разработка стратегии - вполне подходит Тигру) и душа Сейрю (только авангард и тактика, и не давать в руки стратегию!!!). Странное решение: душа Судзаку в качестве второго агента внешней разведки (страсть всё-таки, они мало вменяемы, хотя тут особый случай). Души Луны, увы, у них не было. А жаль. Обычно лунники остальных уравновешивали.
3) Реформаторство политическое, обеспечение каких-то новых законов.
4) Резкая конфронтация с богами Горы.

Ожидающее братство
: это вообще не культовая организация. Скорее, политическая, и связанная напрямую с Повязанными. Ожидающие делают всё для возвращения Ликов на Хэнь и для дискредитации Богов Горы. Они считают, что если не будет культа Горы, не станет и самих богов.

Эра Дивинов: это определенный период в истории мироздания, когда боги-стихийники начинали сливаться со стихиями и больше не могли нести ответственность за мир - хотя бы просто потому, что не могли гарантировать, что просуществуют еще какое-то время. И тогда же начали появляться дивины - люди, доросшие до божественности. И как-то так вышло, что наиболее могущественные дивины (и не только земные) как-то скооперировались. Их объединение назвалось Совет Вышних, и объявило себя высшим правящим органом божественных иерархий. Они обратились к малым божественным правительствам с требованием передать мировые дела под их контроль. В Иль-ма-Инь их послали. К Милосердной. Как позднее выяснилось - зря: у дивинов были свои законные основания, а Милосердная чтила закон. Но она же намекнула и на то, что у Ликов - бессрочный божественный мандат. Лично от Творца и Владыки. Ей напомнили, что Ликов всего шестеро, и этого, мол, слишком мало. Она заметила, что миру за глаза хватает семи первостихий (Что намекает нам на то, что мы немного ошибаемся в подсчете Ликов, да... кто седьмой? А это другой вопрос. У меня есть мысли, но это только мое мнение.), и вовсе нет нужды в бесконечном дроблении полномочий и порождению нелепицы в стиле "дивина Зеленой Пимпочки" и "вот той самой фигни, какую мой дедушка вчера нашел на помойке", ах, простите, тут все слова были с маюскулы. У нее перед носом трясли доводами и аргументами, длилось это очень и очень долго, но в итоге дело обстояло так: Лики сохраняли своё право вмешиваться в мировые процессы, но непосредственную власть передают локальным дивинским советам. Лики поругались, но согласились, выговорив себе право: на Хэнь такой совет они соберут сами. Иврэ лично нашел где-то на Границе последний, шестой Лик - Теркаана, близнеца Рауко - и назначил его Императором Мира. Еще двоих дивинов ему нашла Милосердная: китайского крестьянина по имени Цзин, невероятно талантливое дитя, и молодого самурая Комацу Ёгэна. Совет дивинов придал им косившего под британского офицера стихийника, бывшего Рингасара. Последним в выборку попал французский рыцарь Аполлоний де Бриенн. Каждый из этих человек прошел испытание властью, и прошел - для Иль-ма-Инь - удовлетворительно, показав себя достаточно равнодушными и недалекими правителями. Амбициозный правитель под рукой Совета Вышних был бы для Хэни губителен, а Лики хотели хоть часть мироздания сохранить в правильном виде.
В целом они даже были правы; но их погубила одна ошибка: они не распознали Рингасара, некогда одного из наместников Мольё и его преемника Гиро, совершенно сумасшедшего типа, помешанного на собственном понимании порядка и закона. Остальное, в том числе дивинация преступника, дурака и ребенка-асоциала - мелочи. В конце концов, никто не знал, что эти боги внезапно вздумают и вправду править миром. Предательство - тем более со стороны близких - всегда приходит неожиданно...

И была еще одна проблема.
Дело в том, что Лики вообще, кажется, не до конца понимали, как это - "боги правят миром". Для них дело обстояло несколько иначе, и власть (условная) была банально синонимом ответственности. Идея, что божество может использовать мироздание для реализации детских комплексов и прочих странных идей им в голову приходила очень с трудом. То есть да, был пример Мольё и его клики - но они же ненормальные были. С точки зрения Ликов.
У Ликов почти не было культа; были молитвы к ним, жертвы части еды и питья перед едой и изредка - какие-то святые места. Были разумные предосторожности (не ссы в воду - Ярэн прибьёт), было почтительное отношение к стихиям и их проявлениям. Был культ Луны у степного народа, схожий больше с почтением к духу предка.
Обширный культ с кровавыми жертвами и прямое подчинение людей богу было им в новинку. Они этого вообще не понимали и не предвидели. И остановить тоже не могли - клятвы, всё такое. Пока не попросят - вмешиваться было нельзя. Правда, однажды как раз попросили, и вот это был первый крупный шок Совета Дивинов. Второй - это когда Сэйтис Эалин-Анар тот совет гробанул к ситховой бабушке.
В итоге на Хэни сложилась парадоксальная ситуация: одни боги правят миру, посылают победу и поражение, назначают Души и пишут судьбы - и совершенно другие откликаются на молитвы. Причем, эти две группы находятся в конфликте.

С учетом этого к культовым организациям на Хэни (за исключением строго определенных, типа степных шаманов и служителей Тигра) надо относиться как к тому, чем они и являются: как к инструментам власти, причем не человеческой. Причем им-моральной: нравственность - дело философов, дело жреца - правильно молиться и правильно приносить жертву. Причем власти абсолютной: жрец ошибется - и бог разгневается, жрец проклянет... ну, понятно.
Причем жрецов (служителей тигра и шаманов опустим) выбирают лично боги. Как правило.
И вкатить не оправдавшим доверие могут весьма неиллюзорно.

@темы: матчасть: бессмертные, мачасть: боги